АО «ЗАВОД «ФИОЛЕНТ»

история

Крупнейшее приборостроительное предприятие Республики Крым АО «Завод «Фиолент» имеет богатую историю, насчитывающую более ста лет. В 1913 году мелитопольский землевладелец Яков Иванович Тиссен основал литейно-механическое производство на углу Битакской и Новой улиц в городе Симферополе Таврической губернии. Завод Тиссена изготавливал турбинные водные насосы с конным приводом для полива садов и огородов, виноградные прессы, различные запасные части к машинам консервных и табачных фабрик. В распоряжении завода имелось 19 станков, численность работников составляла 30 человек.

После Октябрьской социалистической революции национализированный тиссенский завод стал развиваться с учётом потребностей народного хозяйства Крыма. Стоит отметить, что и сам бывший владелец Тиссен работал на заводе в качестве инженера, вместе с рабочими восстанавливая его после гражданской войны. В 1923 году завод был передан в аренду промышленной артели и получил название «Металлист». Работало в артели 7-8 человек. Несмотря на небольшие по нынешним меркам объёмы производства, в то время завод считался одним из крупнейших в Симферополе.

В последующие годы завод переходит в подчинение различных ведомств и именуется по-разному: Государственный литейно-механический завод «Большевик», «Реммашбуд № 3», завод им. Семединова, Симферопольский завод автогаражного оборудования. Обновляется оборудование, увеличивается объём выпускаемой продукции, возрастает коллектив. В предвоенные годы завод выпускает оборудование для кожевенно-обувной промышленности, автохозяйств и авторемонтных предприятий, табакокрошильные ножи, задвижки Лудло. С 1930 по 1940 годы выпуск валовой продукции увеличился более чем в 11 раз, а численность работников выросла до 226 человек.

С началом Великой Отечественной войны многие рабочие завода встали на защиту Родины. Во время боевых действий основной корпус, в котором располагалось механическое производство, был взорван. От зданий механосборочного цеха, клуба, литейного цеха, кузнечно-прессового участка и склада металлов остались развалины. Оборудование было вывезено или уничтожено.

По окончании войны рабочие, инженеры, техники и служащие в тяжелейших условиях проводили восстановление родного предприятия. Благодаря их самоотверженному труду к концу 1954 года производственные площади завода составили 2140 кв. м – вдвое больше, чем было в начале восстановления.

В 1945 году завод входит в управление «Крымэнерго» как предприятие, специализирующееся на ремонте силовых трансформаторов небольшой мощности, электродвигателей, освоении приборов и запасных частей для электростанций. Развитие данного профиля производства обусловило тот факт, что в 1958 году Распоряжением Совета Министров СССР заводу было поручено производить специальные электрические машины малой мощности: вращающиеся трансформаторы, сельсины, фазовращатели и электродвигатели для дальнейшего применения в высокоточных автоматизированных системах управления танками, кораблями, подводными лодками, самолетами, вертолетами, космическими аппаратами.

В 1959 году начинается генеральная реконструкция завода для обеспечения производства микромашин высокой точности. В том же году создается специальное конструкторское бюро, основной задачей которого является разработка новых современных изделий.

К концу 1959 года предприятие было в основном оснащено всем необходимым для серийного выпуска продукции. 1960 год ознаменовался выпуском первой партии вращающихся трансформаторов в количестве 30 тысяч штук, а к 1964 году на заводе было освоено серийное производство 60 видов микромашин.

В 1966 году завод получает имя «Фиолент» по названию живописного мыса на юго-западном побережье Крыма, где проводились испытания выпускаемой оборонной техники. Торговая марка «Фиолент» стала визитной карточкой завода, которая в настоящее время широко известна как в России, так и за ее пределами.

К 1967 году объём производства на предприятии возрастает по сравнению с 1959 годом в 15 раз. Помимо продукции специального назначения завод производит такие товары народного потребления, как магнитофоны «Дельфин» и магнитолы «Ореанда» различных моделей, которые выпускались с Государственным Знаком качества.

Переносная двухкассетная стереофоническая магнитола «Ореанда 204 стерео» с процессорным управлением была признана лучшей в Советском Союзе для своего времени, что было отмечено призом – поездкой в Японию группы работников завода.

Общее количество произведенных в период с 1989 по 1995 годы магнитол «Ореанда» превысило 800 тысяч единиц.

В 1972 году завод «Фиолент» начинает производство систем корабельной автоматики. Линейка выпускаемых изделий чрезвычайно разнообразна: системы управления балластно-затопительными, электроэнергетическими и общекорабельными системами плавучих доков; системы управления электроэнергетикой «Ижора», «Альма», «Катунь»; системы успокоения качки «Риф»; общекорабельные системы «Сиваш», «Невель»; системы управления главным движением кораблей «Полюс», «Тайфун», «Туман», «Орион»; навигационные системы «Бирюза», «Шлюз», «Скандий»; системы управления буровой установкой «Шельф», «Карасор» и другие. В 2000-х годах на предприятии были освоены распределенные микропроцессорные системы четвёртого поколения, на базе которых создаются инновационные комплексные системы управления для кораблей с динамическими принципами, таких, как десантные корабли на воздушной подушке типа «Мурена» и «Бизон».


За полувековой период системами производства завода «Фиолент» укомплектованы сотни кораблей и судов, которые эксплуатируются как в России, так и за рубежом: в Индии, Греции, Вьетнаме, Китае, Республике Корея, Сингапуре и многих других странах.

В начале 90-х годов в условиях резкого сокращения объемов производства специальной техники принимается решение о наращивании производства конкурентоспособных товаров народного потребления. С учетом накопленного производственного потенциала завод был переориентирован на серийный выпуск ручного электроинструмента. В январе 1992 года свет увидел первый электроинструмент торговой марки «Фиолент» – электролобзик серии ПМ. Благодаря применению передовых конструкторских решений, технологий и материалов лобзик был успешно принят рынком и, по сути, явился тем изделием, производство которого позволило заводу не только выжить, но и сохранить свой производственный потенциал.

В 2008 году в честь 95-летия завода «Фиолент» возле центральной проходной был установлен памятный знак электролобзику в благодарность за то, что он «выручил» предприятие в трудные для него времена.

Успех электролобзика дал старт освоению производства других электроинструментов: фрезерных машин, рубанков, сверлильных машин, шуруповёртов, шлифовальных машин (болгарок) и т.д. В настоящее время линейка электроинструмента торговой марки «Фиолент» состоит более чем из 70 наименований в сериях «Фиолент Мастер» и «Фиолент Professional».

В 2014 году после воссоединения Республики Крым с Российской Федерацией завод одним из первых предприятий крымской промышленности прошел этап интеграции в российское правовое поле и был преобразован в акционерное общество «Завод «Фиолент».

Возвращение в Россию открыло заводу новые возможности для разработки и выпуска инновационной продукции. Помимо исторически сложившегося производства систем корабельной автоматики, электрических микромашин и электроинструмента, на предприятии идет активное освоение прецизионных опорно-поворотных устройств для мобильных и стационарных комплексов наблюдения за наземной (надводной) обстановкой. Отечественная элементная база позволяет позиционировать продукцию предприятия как импортозамещающую, а применение передовых технологий обеспечивает выпуск изделий с характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам.

Коллектив завода «Фиолент» знает и чтит свою более чем вековую историю. Первыми рабочими завода были Щербина Иван Матвеевич, Андрушкевич Андрей Карлович, Курчатов Игорь Васильевич, начавший свой трудовой путь на заводе в 1919 году, а впоследствии ставший организатором атомной промышленности СССР.

На заводе трудились Герои Советского Союза Тесленко Илья Алексеевич, Чередниченко Леонид Григорьевич, Расницов Анатолий Михайлович, Удалов Василий Александрович. Большую помощь заводу в разное время оказывали заместители председателя Совмина СССР Смирнов Леонид Васильевич, Маслюков Юрий Дмитриевич, Белоусов Игорь Сергеевич, Титов Георгий Алексеевич и Сербин Иван Дмитриевич, а также министры судостроительной промышленности СССР Бутома Борис Евстафьевич и Коксанов Игорь Владимирович.

В разные годы руководителями завода были: 1913 – Яков Иванович Тиссен; 1933-1939 – Иван Степанович Репин; 1949-1961 – Алексей Андрианович Семёнов; 1961-1962 – Пётр Иванович Корницкий; 1962-1965 – Геннадий Георгиевич Филиппов; 1966-1972 – Вячеслав Николаевич Ковалёв; 1972-1985 – Геннадий Данилович Креславский.

С 1985 года по настоящее время заводом руководит Баталин Александр Сергеевич. Практически всю свою трудовую деятельность Александр Сергеевич посвятил одному предприятию – заводу «Фиолент», пройдя путь от мастера до генерального директора.